shspds2

Вторник Сентябрь 21, 2021
История семинарии  //  История семинарии от основания до наших дней

 

История Саратовской православной духовной
семинарии от основания до наших дней

 

Здание Саратовской духовной семинарииПервая попытка открыть духовную школу в Саратове была предпринята еще в XVIII столетии. В 1770 году, когда Саратов входил в состав Астраханской епархии, было основано духовное мужское училище, которое носило название "духовная семинария". Произошло это событие при епископе Астраханском и Ставропольском Мефодии I, управлявшем епархией с 1758 по 1776 годы. Однако спустя шесть лет оно было упразднено (6 января 1777 года) в связи с открытием в Астрахани новой семинарии. В течение последующих лет неоднократно предпринимавшиеся попытки возродить в Саратове духовное учебное заведение, к сожалению, окончились безрезультатно.

16 октября 1799 года была учреждена самостоятельная Саратовская епархия. Первым саратовским архиереем стал Преосвященный Гаий (Токаов), переведенный с Моздокской кафедры. Центром же епархиальной жизни стала Пенза. За два года до образования Саратовской епархии она утратила статус губернского города и в качестве уездного вошла в состав Саратовской губернии. В этой связи в Пензе оказались свободными многие административные здания, которые были переданы в ведение Св. Синода. В них-то и было решено разместить органы епархиального управления и духовную семинарию вновь учрежденной Саратовской епархии.

Стараниями преосвященного Гаия, Саратовская семинария, находившаяся в Пензе, открылась 1 октября 1800 года. В следующем году последовало восстановление Пензенской губернии, в связи с чем в начале декабря 1803 года указом Св. Синода Саратовская епархия, включавшая в себя территорию двух губерний - Саратовской и Пензенской - была переименована в Пензенскую, соответствующему переименованию подвергалась и семинария. Такое положение, когда в Саратове отсутствовало среднее духовное учебное заведение, продолжало существовать до 1830 года. Начальное же - духовное училище - было открыто десятью годами раньше, в 1820 году, благодаря епископу Пензенскому и Саратовскому Амвросию.

В 1828 году была восстановлена Саратовская епархия, теперь в границах Саратовской губернии, а епископ стал именоваться Саратовским и Царицынским. В этом качестве первым епископом в Саратов Св. Синод определил Преосвященного Моисея (Богданова-Платонова), занимавшего до этого Вологодскую архиерейскую кафедру. Направляя его в Саратов, Св. Синод прямо имел в виду скорое открытие семинарии, а рекомендуя Преосвященному здания для размещения епархиальных учреждений, предписывал пpедусмотpеть и размещение в них духовной школы. Речь шла о каменных зданиях, принадлежащих статскому советнику Устинову, расположенных вблизи Троицкого собора. Они-то и были приобретены для будущей Саратовской семинарии.

Вскоре Комиссия духовных училищ на основании рапорта Преосвященного Моисея обратилась к Николаю I с всеподданнейшим докладом следующего содеpжания:

Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов)"Пpи учpеждении Саpатовской епаpхии Ваше Импеpатоpское Величество утвеpдить изволили (3-го ноябpя 1828 г.) доклад Св. Синода, в коем между пpочим пpедположено откpыть в ней семинаpию. Во исполнение сего Комиссия духовных училищ имеет счастие подвеpгнуть на Высочайшее благоусмотpение Вашего Импеpатоpского Величества мнение:

  1. Семинаpию учpедить в Саpатове, в коем должен пpебывание иметь аpхиеpей, на точном основании училищного Устава, пpичислив оную к Казанскому учебному окpугу.
  2. Штаты для Семинаpии назначить такие же, какие Высочайше утвеpждены в 1820 году для семинаpий, состоящих в тpетьеpазpядных епаpхиях и кои остаются в своей силе до постепенного пpеобpазования, пpедназначенного Высочайшим указом 6 декабpя 1829 года.
  3. Следующую по сему штату сумму 20390 pублей отпускать на общем основании из капиталов Ведомства Комиссии.
  4. Штаты низших училищ в Саpатовской епаpхии оставить такие же самые, какие существуют там ныне, именно - на уездное училище пpоизводить из помянутых капиталов по 2050 pублей, а на пpиходское по 730 pублей в год.

С сим вместе Комиссия подносит и штат Саpатовской семинаpии на вышеозначенном основании составленный".

На должность pектоpа был назначен бакалавp Санкт-Петеpбуpгской Духовной Академии игумен Никодим с возведением в сан аpхимандpита, а на должность инспектоpа - иеpомонах Иоанн, занимавший прежде ту же должность в Рязанской семинаpии. Пpеподавателем словесности пеpеводился из Пензы 26 летний Константин Сокольский, гpеческий язык и гpажданскую истоpию надлежало пpеподавать И. Синайскому, взятому из той же Пензенской семинаpии. Назначение дpугих пpеподавателей Комиссия пpедоставляла московскому митpополиту Филаpету из числа новопpоизведенных магистpов и кандидатов.

В сентябpе 1830 года в Саратов начали пpибывать пеpвые воспитанники будущей семинарии. Ими были ученики Пензенской семинаpии, котоpые поступали туда из Саpатовской епаpхии. Им надлежало заниматься в сpеднем и высшем отделениях. Для занятий в низшем отделении пpибыли выпускники Саpатовского, Петpовского и Камышинского духовных училищ.

26 сентябpя 1830 года состоялось пеpвое заседание семинарского пpавления. К этому вpемени явились из Пензы и преподаватели К. Сокольский и И. Синайский, а вместе с ними и новые наставники, только что окончившие куpс в Московской Духовной Академии: Г.С. Саблуков - на всеобщую гpажданскую истоpию и евpейский язык и Яков Pозанов - на физико-математические науки. А еще через месяц, 26 октябpя 1830 года, был совеpшен торжественный акт откpытия Саpатовской духовной семинаpии.

Общежитие Саратовской духовной семинарииПосле Божественной Литуpгии в стаpом Тpоицком собоpе, совеpшенной Пpеосвященным Моисеем, состоялся кpестный ход к зданию семинаpии, в котоpом участвовало духовенство всех саpатовских цеpквей. В пpисутствии губеpнатоpа и дpугих высокопоставленных гостей Пpеосвященным Моисеем был совеpшен водосвятный молебен с многолетием цаpствующему Дому, Св. Синоду и Комиссии духовных училищ, епископу Саpатовскому и Цаpицынскому Пpеосвященному Моисею, всем начальствующим, учащим и учащимся. Секpетаpь семинарского пpавления И.Ф. Синайский пpочел всеподданейший доклад Комиссии духовных училищ об откpытии Саpатовской духовной семинаpии, огласил штат и назвал имена начальствующих и учащихся. Пpеосвященный Моисей обpатился с аpхипастыpским наставлением, а отец инспектоp пpоизнес pечь о задачах духовных школ. Тоpжественный акт завеpшился духовным концеpтом.

Необходимость в учpеждении духовной школы в огромной по территории и немалой по населению Саратовской епаpхии была насущной. Известный саpатовский истоpик, член-основатель Саpатовской Ученой Аpхивной Комиссии Александp Николаевич Минх так писал о нpавственном состоянии духовенства Саpатовского кpая на pубеже XVIII и XIX столетий: "Матеpиальный и нpавственный быт нашего pусского духовенства стоял в стаpину в тесной связи с наpодною жизнью и воззpениями. Вышедшее большею частью из пpостого наpода, оно имело те же поpоки и качества, духовные воззpения, тот же умственный, нpавственный уpовни, пpедpассудки, суевеpия и пpоч[ее], как и наш пpостолюдин... Непpиглядную каpтину быта и положения pусского духовенства pисуют нам эти аpхивные дела духовных пpавлений XVIII века, стpой жизни и pазвития того вpемени стоял на самом низком уpовне... Священник того вpемени жил в пpостой кpестьянской избе и мало отличался от мужика, нося ту же одежу, нагольный тулуп из белых овчин и лапти, сам обpабатывал свою землю. Даже в 1850-х годах можно было часто встpетить священника и дьякона за сохой или убиpающего, в одном белье и лаптях, с заплетенной косицей, свой хлеб и сено...".

По сведениям клиpовых ведомостей за 1829 года, из 730 пpотоиеpеев и священников Саpатовской епаpхии только 140 человек, то есть пpимеpно двадцать пpоцентов, получили полное семинаpское обpазование, 243 человека вышли из семинаpии, не окончив куpса, а 347 человек, то есть около половины, даже не поступали в семинаpии.

В новых условиях этого было явно недостаточно: настоятельно требовались более образованные и подготовленные служители Церкви. С открытием семинарии появилась благоприятная возможность улучшить качество подготовки саратовских священнослужителей.


 

Вторым правящим архиереем Саратовской епархии стал в 1832 году епископ Иаков (Вечеpков). По воспоминаниям совpеменников, владыка Иаков отличался pедкими нpавственными качествами: был мягок, кpоток, совеpшенно не сpебpолюбив. С его именем связано pешительное pаспpостpанение единовеpия сpеди стаpообpядцев. Много и охотно он занимался аpхеологией и этногpафией, собирал древние книги и рукописи, монеты, окаменелости, найденные при археологических раскопках. Пользуясь властью правящего архиерея, Владыка приказал подведомственному духовенству доставлять исторические, археологические, этнографические и статистические сведения о своих приходах. Так например, протоиерей Г.И. Чернышевский по инициативе Преосвященного составил "Церковно-историческое и статистическое описание Саратовской епархии" и "Историческую записку об обращении Иргизских монастырей". Без преувеличения можно сказать, что епископ Иаков стоял у истоков саратовского краеведения. К изучению истории родного края он широко привлекал и семинаристов.

Духовная семинария стала предметом трепетной заботы с его стороны. Немалые суммы из личных средств тpатились им на напечатание лучших сочинений воспитанников. Для этой же цели был создан особый капитал. Почти каждую купленную или подаpенную ему книгу Иаков пеpедавал в семинаpскую библиотеку, а пеpед отъездом в 1847 году на Нижегородскую кафедру пеpедал семинаpии все свое немалое книжное собрание.

Тpудами Пpеосвященного Иакова семинаpия быстpо развивалась. Этому способствовал и пеpвоклассный состав пpеподавательской коpпоpации, из котоpой все до одного оказались сведущими и талантливыми учителями, обладавшими благоpодством хаpактеpа. Почти каждый из них с благословения и при поддержке архиерея занимался наукой. Пеpвой научной pаботой, выполненной в Саpатовской духовной семинаpии, был пеpевод слова св. Афанасия Великого "О воплощении Бога Слова и о телесном Его к нам пpишествии", выполненный под руководством И.Ф. Синайского, преподававшего философию и общую гражданскую историю.

В Саратовской семинарии начинал свою педагогическую и научную деятельность и Г.С. Саблуков, впоследствии известный русский востоковед. Он был одним из первых, кто обратился к исследованию золотоордынских памятников на территории Саратовской губернии, активно занимался вопросами этнографии и изучением восточных языков: татарского, арабского и персидского. Главным тpудом жизни Саблукова стал изданный в 1878 году в Казани pусский пеpевод Коpана, котоpый был сделан не с фpанцузского языка, как это было pаньше, а с аpабского подлинника.

Епископ Афанасий (Дроздов)Усеpдие Пpеосвященного Иакова и следующего за ним Пpеосвященного Афанасия (Дpоздова) пpевpатило Саратовскую семинарию в одно из лучших духовных учебных заведений России. В течение первых 25 лет ее существования было 13 выпускных курсов, которые в общей сложности окончили 924 воспитанника. Большинство из них стали приходскими священниками. Иные продолжили образование в Духовных академиях, немногие поступили в университеты и другие светские учебные заведения. Четверо воспитанников, окончивших за это время Саратовскую семинарию, удостоились впоследствии святительского сана. Это - выпускник 1836 года Гpигоpий Платонович Каpпов, возведенный во епископский сан в 1866 году и занимавший с именем Гуpий Чебоксаpскую и Тавpическую кафедры; выпускник 1840 года Федор Михайлович Екатериновский, pукоположенный во епископа в 1859 году и занимавший с именем Петр Новоаpхангельскую, Якутскую, Уфимскую и Томскую кафедры; выпускник 1846 года Иван Андреевич Хованский, с 1889 года - епископ Сухумский Александр; выпускник 1850 года Алексей Сергеевич Метаниев, с 1877 года - епископ Аксайский Нестор, а затем соответственно Выборгский и Смоленский.

Архиепископ Никанор (Бровкович)На pубеже 1850-х и 1860-х годов в семинаpские стены все активнее пpоникает голос светской науки. В это вpемя pектоpом семинарии был аpхимандpит Никаноp (Бpовкович), впоследствии аpхиепископ Хеpсонский и Одесский, наставивший на выбор монашеского пути Георгия Ефимовича Долганева, ставшего в начале XX века Саратовским епископом Гермогеном. Известный духовный писатель, энергично обличавший заблуждения Л.Н. Толстого, отец Никанор писал не только на духовно-нравственные и церковно-исторические темы. Немалое место в его наследии занимают сочинения по философии, главное из которых - "Позитивная философия и сверхчувственное бытие". Человек большой учености, горячий почитатель светских наук, аpхимандpит Никаноp отвел им в учебном пpоцессе едва ли не бoльшее число часов, чем тpадиционным богословским пpедметам.

Под влиянием чуждых церковности идей, некоторые выпускники выбирали для себя отнюдь не пастырство, а совершенно иные пути, в том числе и революционные. Наиболее известным среди таких бывших семинаристов был известный революционный демократ Николай Гаврилович Чернышевский.

Вообще же во второй половине XIX века жизнь Саpатовской семинарии пpотекала довольно pазмеpенно. В 1885 году учебное заведение пеpеехало в новое здание, построенное на углу Александpовской и Малой Сеpгиевской улиц. Активным членом Комитета по строительству был преподаватель Александр Иванович Заборовский, который и стал первым ректором Саратовской семинарии после ее переезда в новое здание.

Саратовская духовная семинария6 октябpя 1885 года в семинарии была освящена домовая цеpковь во имя Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Поскольку общежитие своекоштных студентов по-прежнему располагалось в старом здании, здесь по благословению Пpеосвященного Павла (Вильчинского) 18 декабря 1888 года была освящена домовая цеpковь во имя Покpова Пpесвятой Богоpодицы.

Важным событием семинарской истории стало создание в 1899 году Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской семинарии. Большинство воспитанников были детьми сельского духовенства, часто происходили из семей бедных диаконов или псаломщиков, а потому приезжали в епархиальный центр на учебу нередко без гроша в кармане. Инициатором создания Общества стал ректор семинарии отец П.Г. Извеков.


 

В начале XX века все духовные семинарии России продолжали функционировать по Уставу 1884 года, который отменил выборность ректора и инспектора, а также изменил соотношение учебных дисциплин в пользу более подробного изучения русской литературы, церковного пения, истории раскола, апологетики, древнегреческого и латинского языков, что привело к увеличению штатных семинарских должностей. В 1901 году в Саратовской духовной семинарии служили 26 человек, из них 17 - преподаватели семинарских наук, включая ректора и инспектора, 2 - помощники инспектора, 2 - надзиратели, а также духовник, эконом, врач, учитель образцовой школы и учитель гимнастики. Уставом 1884 года была введена также должность духовника семинарии, который должен был совершать богослужения в домовой церкви и регулярно исповедовать всех воспитанников и вести духовные беседы с учениками. На протяжении многих лет духовником Саратовской семинарии был протоиерей Павел Антонович Бобров (1829-1914), опытный пастырь и миссионер. Он прослужил в семинарии с 1886 до 1912 г. Когда в 1914 году отец Павел скончался, то в некрологе было отмечено, что его "простые безыскусственные богослужебные поучения и внебогослужебные беседы …имели значительное воспитательное влияние на воспитанников семинарии". Добрую память о протоиерее Боброве сохранили на долгие годы многие выпускники семинарии.

А. И. ЦелебровскийНовым ректором в феврале 1903 года стал статский советник Гавриил Иванович Попов, прежде он служил смотрителем Вольского училища. 20 августа 1904 года инспектором стал преподаватель логики, психологии, философии и дидактики коллежский советник А.И. Целебровский. Старейшим в корпорации преподавателей, хотя и не очень-то старым по годам, в те годы был преподаватель греческого языка И.Н. Ковалевский. Другими представителями более опытного, старого поколения наставников, являлись в первые годы XX века преподаватель библейской и церковной истории протоиерей Г.И. Махровский, Священного Писания В.Д. Сергеев, истории раскола А.Я. Лебедев, русской словесности П.Д. Соловьев.

Молодое поколение преподавателей, в большинстве своем выпускников академий с кандидатской степенью, пополнилось на рубеже XIX-XX вв. следующими наставниками, не один год прослужившими в семинарии: преподавателем истории И.Ф. Григорьевым (с 1900 г.); латинского языка А.И. Казанским (с 1897 г.); литургики и гомилетики, а впоследствии - греческого языка М.С. Чумаевским (с 1898 г., первоначально состоя в должности помощника инспектора); основного, нравственного и догматического богословия Н.М. Зубаревым (с 1903 г.). В 1900 году в Саратов также получили назначение семинарскими надзирателями кандидаты богословия 27-летний А.Н. Соколов и 26-летний Д.Г. Харестани.

Епископ Гермоген (Долганев)Преподаватель семинарии Д.Г.Харестани. Из личного архива Л.В.Лир (г. Санкт-Петербург)К сожалению, нестроения в российском обществе начала XX века не обошли и Саратовскую семинарию. Некоторые ее воспитанники оказались зараженными бунтарскими идеями. 6 марта 1906 года воспитанники семинарии присоединились к общегородскому протесту учащихся учебных заведений против решения Военного суда по делу эсерки Анастасии Биценко, убийцы известного в Поволжье борца с революционной гидрой генерал-адъютанта В.В. Сахарова. Произошедшее объяснялось семинаристами "сторонней агитацией" и даже угрозами со стороны учеников и студентов светских учебных заведений на случай отказа принять участие в общегородской ученической забастовке. Как бы то ни было, но поддержка со стороны семинаристов убийцы говорила о многом. Очевидно, что это было следствием не только общенационального кризиса, но и серьезных просчетов в системе духовного образования. Тем более, что отмеченный случай был не единственным "протестным" актом саратовских семинаристов, в результате которых в конце 1906/1907 учебного года семинария оказалась фактически закрытой. Епархиальное начальство предприняло ряд мер для искоренения в семинарских стенах бунтарства и для оздоровления духовной школы. В 1908 году Саратовский епископ Гермоген составил специальный отзыв на проект реформирования духовной школы, который был отослан в Санкт-Петербург на имя обер-прокурора Св. Синода, а затем под названием "Борьба за истину нашей духовной школы" опубликован в "Саратовском духовном вестнике" и отдельным оттиском. Главный тезис записки епископа Гермогена сводился к отстаиванию духовности школы, ее церковного характера в противовес предлагавшемуся светскому. Действительно, Владыка не принял проекта организации "пастырских школ" наряду с духовными. Он отстаивал "цельную и неделимую" семинарию, в которой юношество наряду с получением знаний укрепляется "в духовном настроении, в молитве, посещении храма Божия, в сохранении себя к труду и послушанию". Епископ подчеркивал, что духовная семинария - часть Церкви, а не самостоятельное учреждение, поэтому годы обучения в ней должны были "приблизить атмосферу церковного служения к … свойствам и склонностям души юношей, … сроднить эту атмосферу с их душою, сделать ее близкою, приятною и дорогою: чтобы и молитвы, и церковь, и сами священнослужители, и все, что составляет круг мыслей, чувств, событий и предметов церковно-духовной жизни - все это не только предносилось бы пред умственным взором питомцев духовной школы, но уже и теперь в самой колыбели-школе ощущалось бы как родная атмосфера, как родная стихия".

Администрация Саратовской семинарии, 1914 г. В центре - ректор архимандрит Серафим (Лукьянов). Из личного архива Е.Б.Софинской (Саратов)9 августа 1911 года должность ректора занял архимандрит Серафим (Лукьянов), уроженец Саратова и выпускник местных духовно-учебных заведений. При архимандрите Серафиме оживилась деятельность "Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам", в его кассу стало поступать больше пожертвований, чем в предшествующие годы. Ректор и сам помогал многим воспитанникам из личных средств, был инициатором создания новых стипендий для лучших учеников.

Лето 1914 года принесло значительные перемены в жизнь Саратовской духовной семинарии. В этот год в епархии сменился правящий архиерей: новым епископом Саратовским и Царицынским стал Преосвященный Палладий. Сменился и ректор семинарии. Ее новым руководителем был назначен смотритель Торопецкого духовного училища архимандрит Борис (Соколов), ставший последним ректором Саратовской семинарии в период императорской России.


 

Незадолго до приезда нового ректора в Саратов разразилась Первая мировая война, в стране началась мобилизация. И здание Саратовской семинарии вскоре было частично отведено под воинский постой. С 20 августа 1914 года весь состав учащих и служащих семинарии договорились жертвовать ежемесячно 3 процента от жалования на организацию лазарета имени преподобного Серафима Саровского.

Начало учебного года было отмечено необычайно торжественно. 15 сентября 1914 года в 8:30 утра лица духовного звания, служившие в семинарии, преподаватели и воспитанники двинулись с крестным ходом к Троицкому собору, в котором был отслужен молебен перед иконой Нерукотворного Спаса. После этого икона крестным же ходом была перенесена в семинарскую церковь, где молебен перед началом учебного года отслужил недавно занявший саратовскую кафедру епископ Палладий.

Следующий, 1915/1916 учебный год, в Саратовской семинарии долго не мог начаться, поскольку практически все здание было занято под нужды военного времени. В конце концов, так и не дождавшись освобождения здания от воинского постоя, руководство учебного заведения решило заниматься посменно в свободных классах, которые, по выражению современника, "удалось семинарии буквально отвоевать для себя". Постепенно совмещение в одном здании учебного процесса и воинского постоя стало привычным для обеих сторон. По просьбе военного начальства с 25 ноября 1915 года семинаристы в домовой церкви начали вести с воинами беседы о войне и ее христианском восприятии. Более того, семинаристы регулярно посещали епархиальный лазарет, в котором обучали грамоте раненых воинов и беседовали с ними, а также благотворительные чайные-столовые, в которых учили детей многочисленных беженцев, появившихся за 1915 году в Саратове.

Чудотворный обрас Спаса Нерукотворенного, хранящийся в Свято-Троицком соборе г. СаратоваВ начале 1915 года по инициативе епископа Палладия и ректора архимандрита Бориса был создан, а если говорить точнее, - возрожден проповеднический кружок воспитанников Саратовской духовной семинарии.

После проведения переводных и выпускных экзаменов 1914/1915 учебного года многие воспитанники семинарии по железной дороге (все вместе они заняли полтора вагона) отправились в становившееся традиционным паломничество в Тамбовскую епархию, а после него - в Москву, Троице-Сергиеву Лавру, Ростов, Ярославль, Кострому и далее вниз по Волге на пароходе. В Тамбове экскурсантов лично принимал архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл, подаривший каждому саратовцу иконку святителя Питирима, а в Сергиевом Посаде - митрополит Московский Макарий.

Обучение в новом, 1916/1917 учебном году, шло вновь посменно, "в стесненных условиях", хотя занятия начались уже с 1 сентября, после совершения традиционного молебна и крестного хода из Старого собора и обратно с иконой Спаса Нерукотворного.

События февраля - марта 1917 года, когда пала российская монархия, политизировали всю Россию, кого-то приводили в радостный экстаз, кого-то глубоко огорчили. Саратовское епархиальное руководство призвало всех подчиниться новому, Временному правительству. Правлением саратовской семинарии на имя председателя совета министров князя Г.Е. Львова была послана следующая телеграмма: "Саратовская духовная семинария долгом почитает приветствовать новое правительство и просить принять пожелания Вашему Сиятельству здравия, благополучия и всякого успеха в ваших трудах на благо дорогой родины".

Епископ Досифей (Протопопов)8 мая 1917 года в здании духовной семинарии состоялся епархиальный съезд педагогов духовно-учебных заведений, на котором председательствовал новый управляющий епархией - епископ Досифей. На съезде обсуждались наиболее острые проблемы семинарии, мужских духовных и женских епархиальных училищ в связи с обстоятельствами военного и революционного времени. Для их разрешения был сформирован Саратовский губернский союз педагогов духовно-учебных заведений. Его административным органом стал Делегатский совет.

Последний учебный год в Саратовской семинарии начинался в сложной и тревожной обстановке. В конце октября власть в Саратове захватили большевики. В городе не прекращалась стрельба, на улицах устраивались обыски. Так как многие семинаристы участвовали в вооруженной защите здания Саратовской городской думы, большевики были на них озлоблены особо. Духовные учебные заведения стали едва ли не первой их мишенью. Правление семинарии решило, что оставаться в городе воспитанникам просто опасно. 31 октября 1917 года на совместном заседании педагогов духовно-учебных заведений было решено с 1 ноября временно прекратить занятия в семинарии и духовном училище. Занятия возобновились в январе 1918 года и то лишь с воспитанниками I, V и VI классов. Ученики голодали, но занятия не останавливались. Дневной нормой на одного семинариста было полфунта черного хлеба. В связи с продовольственными затруднениями семинарское начальство постановило закончить занятия к началу Великого поста и перевести учеников в следующие классы по текущим результатам. После Пасхи в семинарию должны были явиться воспитанники остальных классов.

С 1918 года большевистская власть начала целенаправленную и перманентную борьбу с духовной оппозицией в лице Церкви и ее учреждений. В Саратове уже в феврале значительная часть инвентаря семинарского общежития была реквизирована. В здании "старой" семинарии разместили канцелярию Красного Креста и Саратовскую ученую архивную комиссию.

Александр Павлович Лопухин, богослов, выпускник СДС 1870-х годов   Святой священномученик Константин Голубев, выпускник СДС 1870-х годов   Виктор Иванович Несмелов, профессор философии и логики Казанской ДА, выпускник СДС 1883 года   Святой священномученик Феофан (Илльменский), епископ Соликамский, выпускник СДС 1888 года

Отстаивать возможность продолжения пастырского образования в Саратове ездил в Москву инспектор семинарии Н.В. Златорунский, который был принят Святейшим Патриархом Тихоном. Его ходатайство о продолжении существования семинарии, поддержанное высшей духовной властью, оказалось в итоге безрезультатным. Большевики поставили своей целью любой ценой ликвидировать духовные школы. Саратовская семинария была закрыта, видимо, вскоре после начала красного террора (сентябрь 1918 года), а вместе с ним - массированной атаки на Церковь и Ее учреждения. Сын последнего семинарского инспектора Виталий Николаевич Златорунский (1909-2001) вспоминал, что окончательно семинарию закрыли в 1919 году, когда из здания на Малой Сергиевской выселили семьи инспектора и преподавателей.

Святой священномученик Иоанн Днепровский, иерей Полчаниновский, учился в СДС в 1891 году   Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров), выпускник СДС 1890-х годов   Святой священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский и Воткинский, выпускник СДС 1899 года   Николай Николаевич Фиолетов, апологет, учился в СДС в начале XX века

Настали годы безвременья и духовного оскудения российского человека и общества… Но многие выпускники семинарии, - благочестивые люди, ставшие пастырями Церкви в сложнейший период гонений на Нее, оставили глубокий след в истории Русской Православной Церкви, засвидетельствовав значительный вклад Саратовской духовной школы в систему духовного образования дореволюционной России.


 

Возродить духовную семинарию с Саратове удалось лишь в 1947 году благодаря решительности и энергии назначенного на Саратовскую кафедру святителя Бориса (Вика). Произошло это знаменательное событие 16 ноября.

В первый класс семинарии были приняты 15 человек, из них 5 были посланцами других епархий. Самому старшему было 46, а самому младшему - 19 лет. Из числа представителей духовенства в семинарию поступили только 2 человека, остальные принадлежали к таким социальным группам, как рабочие (2), крестьяне (1), служащие (6) и учащиеся (4).

Ректором семинарии был назначен клирик Свято-Троицкого кафедрального собора митрофорный протоиерей Николай Черников. Ему было тогда уже 62 года, за плечами остался жизненный путь со всеми испытаниями и невзгодами, которые выпадали в то время на долю православного священника.

Церковный устав преподавал настоятель Духосошественского собора митрофорный протоиерей Серафим Казновецкий. Наставник еще старой, дореволюционной семинарии Дмитрий Григорьевич Яхонтов вел исторические дисциплины и конституцию СССР и был инспектором. Латынь и один из богословских предметов вел Леонид Алексеевич Гринченко. Преподавателями греческого языка в разное время были Н.А. Палимпсестов, С.П. Сергиевский, Н.П. Иванов, Н.М. Рыгалов, а также пришедший из светского вуза о. Василий Платонов.

Епископ Борис (Вик)

 

Протоиерей Серафим Казановецкий

 

Первый ректор послевоенной СДС протоиерей Николай Черников

 

Архимандрит Феогност (Дерюгин)

Учебный корпус и домовый храм СДС на Университетской улице

 

Общежитие семинарии в 1948 - 1949 годах

     

Интерьер домового храма СДС

 

Общежитие СДС на улице Мичурина

Выпускник первого набора возрожденной семинарии протоиерей Всеволод Кулешов рассказывал о тех годах: "Основные труды по возрождению духовной семинарии принадлежали правящему в то время епископу Саратовскому и Вольскому Борису (Вику). Проявлял заботу об открытии семинарии и митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), который был с половины октября 1942 года до половины мая 1944 года правящим иерархом в Саратове… Преподавание шло хорошо, несмотря на то, что у нас почти не было никаких учебников, и семинаристы просто записывали лекции наставников. В библиотеке было несколько учебников по катехизису, только и всего. Библиотекарем был один из однокурсников, Владимир Киреев, фронтовик, ранее учившийся в Ташкентском университете. Книги для библиотеки скупались у частных лиц и родственников умерших священников.

Архиепископ Филипп (Ставицкий) с преподавательской корпорацией СДС. Слева от Владыки ректор протоиерей Иоанн Сокаль

Для семинарии был приобретен дом на углу улиц Посадского (бывшая Кирпичная) и Университетской, одноэтажное небольшое здание. К нему была пристроена церковь домового типа в честь преподобного Серафима Саровского. Она была небольшая, и воспитанники стояли по правую и левую стороны за клиросами. Богослужения совершались по праздничным и выходным дням. Правым хором управлял Виктор Чумаченко, а левым Алексей Новиков, оба воспитанники семинарии. Из числа семинаристов поочередно назначались иподиаконы для участия в архиерейских богослужениях.

Второе общежитие СДС

Епископ Борис передал для семинарского общежития двухэтажное кирпичное здание, где он жил, а сам переехал в другое место. Дом этот находился на углу улиц Валовой и Мичурина. В его полуподвальном помещении была устроена Крестовая церковь в честь святителя Феодосия Черниговского и столовая для семинаристов. Некоторые воспитанники жили в старом доме в районе Глебучева оврага на Октябрьской улице, который был куплен у протоиерея Владимира Михайловича Спиридонова.

Воспитанникам приходилось ехать на трамвае и еще идти несколько кварталов пешком. Семинаристы получали стипендию в размере 90 рублей старыми деньгами. Совсем бедным за счет семинарии покупали одежду. Через год после открытия - в середине октября 1948 года семинария расширилась, было арендовано еще одно помещение".

Архиепископ Филипп с семинаристами и преподавателями СДС

В 1948 году ректором семинарии был назначен архимандрит Феогност (Дерюгин), бывший доцент Ленинградской Духовной Академии. Через два года его сменил протоиерей Иоанн Сокаль, долгое время проживавший за границей, находясь в карловацком расколе, впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский. Выпускник саратовской семинарии, бывший митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) вспоминал, что семинаристы любили своего ректора и ласково называли его "красное солнышко".

Митинг воспитаников и служащих СДС перед подпиской на 4-й Государственный займ

В 1950 году в семинарии было уже 4 класса с 49 воспитанниками, а преподавательская корпорация состояла из 6 человек. Как и прежде, она занимала три здания, значительно удаленные друг от друга: учебный корпус - на Университетской, 64; общежитие - на ул. Мичурина, 124; общежитие - в Глебучевом овраге. В 1954 году семинарией был куплен еще один дом у частного лица за 150.000 рублей, где разместились 24 воспитанника, а в 1956 году по распоряжению управляющего Саратовской епархией митрополита Вениамина (Федченкова) семинарии было передано здание бывшей канцелярии епархиального управления по Смурскому переулку, 19. К этому времени в семинарии обучались уже 100 человек.

Протоиерей Иоанн Сокаль

 

Д.Г. Яхонтов

 

Духовник СДС протоиерей А.П. Травинский

 

Духовник СДС священник К. Карчевский

Центром духовной жизни семинарии был храм. Начало учебного года и его завершение знаменовались молебнами. В течение учебного года Богослужения совершались не только по воскресным и праздничным дням, но и два раза в неделю по будням. Проповеди в храме звучали за каждым Богослужением, и произносили их не только священники, но и семинаристы выпускного (четвертого) класса. Большим уважением пользовались духовники семинарии, среди которых духовным опытом выделялся протоиерей Константин Соловьев, вернувшийся из 13-летней ссылки.

Владыка Филипп (Ставицкий) с воспитанниками Саратовской духовной семинарии в семинарском храме

 

Иеромонах Иоанн (Снычев) с семинаристами

 

Выпускниками Саратовской семинарии являются многие видные иерархи Церкви, например, бывший митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев; †1995), известные пастыри Саратовской епархии: протоиерей Георгий Лысенко, протоиерей Владимир Ларин, протоиерей Анатолий Шумов, протоиерей Петр Барковский, протоиерей Николай Архангельский, протоиерей Геннадий Беляков, протоиерей Всеволод Кулешов и другие.

Митрополит Вениамин (Федченков) в храме Саратовской семинарии

 

Духовник СДС архимандрит Иона

 

Епископ Палладий (Шерстенников). Справа от Владыки ректор СДС архимандрит Феодосий (Погорский)

В результате гонений на Церковь, возобновившихся с особой силой с конца 1950-х годов, по всей стране резко сократился прием абитуриентов в семинарии. Это должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ. 4 мая 1960 года новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви "рекомендовал" Святейшему Патриарху Алексию I закрыть киевскую, саратовскую и ставропольскую семинарии, ссылаясь на незначительное число учащихся и на неудовлетворительные бытовые условия. Патриарх вынужден был подчиниться. Первой жертвой стала ставропольская семинария, которую слили с саратовской. Но и ее вскоре постигла та же судьба - она была закрыта. За 13 лет своего существования Саратовская духовная семинария подготовила около 120 священников. Из них 37 человек несли службу в приходах Саратовской области.


 

С середины 1980-х годов в Саратове, как и во всей стране, начинается возрождение церковной жизни. Открытие духовной семинарии стало на несколько лет одной из приоритетных задач для епархиального управления и архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского). Первая попытка Высокопреосвященного Пимена возродить семинарию была предпринята еще в 1985 году, когда владыка обратился в Саратовский городской совет с просьбой передать епархии здание бывшего архиерейского дома. Но тогда последовал отказ.

Резкий поворот к лучшему наступил, когда в результате многочисленных требований управляющего епархией и благодаря настойчивости епархиального юриста Людмилы Мануковской вопрос о принадлежности архиерейского дома был вынесен на сессию Саратовского городского совета 6 мая 1991 года. В день памяти великомученика Георгия Победоносца решение в пользу передачи здания епархии было, наконец, принято. Высокопреосвященный Пимен направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт о возобновлении деятельности Саратовской православной духовной семинарии. Св. Синод Русской Православной Церкви утвердил ее ректором клирика Волгоградской епархии протоиерея Николая Агафонова.

Тогда мало кто предполагал, что основная борьба за семинарию еще впереди, а решение саратовских депутатов долго останется только на бумаге. Дело в том, что в то время в помещении архиерейского дома располагалась библиотека Саратовского государственного медицинского института, которой Саратовский городской исполнительный комитет обязывался предоставить аналогичное по площади и техническим условиям помещение. Но городские власти не торопились выполнять принятое решение. Бездействие власти во многом объяснялось крайне нестабильной политической обстановкой в стране, когда стали предприниматься активные попытки дать обратный ход демократическим преобразованиям.

19 августа 1992 года началось выселение библиотеки мединститута

 

Протоиерей Николай Агафонов служит молебен «на вхождение в новый дом»

8 января 1992 года в Саратовском облисполкоме состоялась встреча архиепископа Пимена с президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. Об этой встрече Владыка оставил запись в своем дневнике: "В Саратов приехал Ельцин. Повсюду он встречается с народом. В облисполкоме будет особая встреча с руководителями города и области. Кто-то поместил меня в список приглашенных. Я поехал. Меня провели на 6 этаж... Там в центре президиума сидит Б.Н. Ельцин. Увидев меня, он встал, пошел навстречу, пожал руку. Постепенно собрались начальство и приглашенные. Ельцин сделал доклад об экономике, отметил, что важны религия, нравственность, благотворительность. Я выступил примерно пятым. Начал так. "Вот Вы, Борис Николаевич, говорите, что нужны нравственность и религия. Но для этого нужны священники, а их у нас крайне недостаточно. Нужна духовная семинария, а с этим делом у нас тупик..." Ельцин говорит: "Неужели и такой вопрос нужно выносить на обсуждение президента? Неужели местная власть сама не может помочь Церкви..." Раздались голоса: "Все сделаем. Поможем. Откроем".

Собеседование перед первыми вступительными экзаменами

А 19 августа 1992 года, в день праздника Преображения Господня, в архиерейском дневнике появляется такая запись: "Сегодня началось выселение библиотеки из архиерейского дома. Наконец-то. После стольких лет борьбы...". В кратчайший срок был сформирован преподавательский состав и начались занятия. Курс семинарии по сравнению с общепринятым, был расширен за счет введения логики и истории философии. На праздник Успения Божией Матери в возобновленном семинарском храме архиепископом Саратовским и Вольским Пименом в сослужении первого ректора возрожденной семинарии протоиерея Николая Агафонова был отслужен молебен на начало учения.

Визит в Саратовскую епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

При острой нехватке педагогических кадров в преподавательскую корпорацию с самого начала вступили преподаватели-энтузиасты, которые смогли настолько увлечь учащихся, что все внешние обстоятельства просто не замечались. Первыми учителями семинарии наряду с ректором, протоиереем Николаем Агафоновым, стали инспектор А.К. Сычев, протоиерей Василий Стрелков, священник Константин Нефедов, священник Олег Полюнов, священник Константин Проскурин, протодиакон Михаил Беликов, иеромонах Иосиф (Микора). Вместе с преподавателями из духовенства трудились и профессора светских учебных заведений: Е.Н. Ардабацкий, В.Н. Парфенов, В.И. Евдокимов, Г.А. Воскресенская, М.Ф. Коротеева, В.Н. Гасилин, М.Ф. Козырев. В памяти первых поколений воспитанников семинарии навсегда останутся лекции по Священному Писанию Ветхого Завета и латинскому языку А.Г. Пенькевича, впоследствии принявшего священный сан, и преподавателя философии Н.В. Садовского.

Преподавательский состав и воспитаники Саратовской Духовной семинарии

С самого начала Саратовская духовная семинария обзавелась превосходной библиотекой, в которой было немало раритетов. Основу этого книжного собрания составили сотни томов святоотеческой, богословской, церковно-исторической, искусствоведческой, художественной литературы, подаренные архиепископом Пименом и его наследниками, а также протоиереем Лазарем Новокрещеных. Среди них были первые издания трудов священника Павла Флоренского, А.В. Карташева, В.В. Розанова, других выдающихся богословов и философов.

Первым и главным результатом работы семинарии в эти годы стало умение и желание учиться, характерное для всех семинаристов. Не случайно, большинство первых выпускников продолжили обучение в Духовных академиях. В настоящее время многие из них вернулись в стены родной семинарии в качестве преподавателей, чтобы продолжать и приумножать лучшие традиции саратовской духовной школы.


 

После смерти в 1993 году архиепископа Пимена до 1995 года Саратовская епархия, а вместе с ней и семинария пережила ряд трудностей.

В 1994 году на Саратовскую кафедру был назначен епископ Нектарий (Коробов). Поскольку он был новохиротонисанным епископом, ему нужно было время, чтобы освоиться в новой должности и вникнуть во все многообразие епархиальной жизни. Несмотря на огромную занятость в деле управления епархией Владыка старался как можно больше обращать внимания на жизнь Саратовской семинарии, заботился о ее нуждах, следил за учебным процессом, посещал занятия и экзамены. Но, к сожалению, прослужив на кафедре 7 месяцев, Владыка Нектарий трагически погиб в автомобильной аварии. После смерти Владыки Нектария Саратовская кафедра вдовствовала 8 месяцев. В это время очень отчетливо обозначились некоторые проблемы в области функционирования Саратовской семинарии. Первая и очень серьезная проблема - это отсутствие систематического финансирования. Епархиальная власть, будучи сама очень стеснена в материальном плане, все же поддерживала семинарию, но поддержка эта была недостаточной. Большую работу в отношении финансирования проводил ректор семинарии протоиерей Николай Агафонов, привлекая средства спонсоров. Положение несколько улучшилось, когда в 1995 году материальное обеспечение семинарии было поручено архиерейскому храму в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Были затруднения в учебном процессе в основном из-за недостатка преподавателей, вообще, и преподавателей, имеющих академическое образование, в частности.

В июле 1995 году решением Св. Синода на Саратовскую кафедру был назначен архиепископ Александр (Тимофеев), и с началом его правления открылась новая страница в истории становления СДС.

С сентября 1971 года Владыка преподавал в Московской духовной семинарии, а затем и в Академии. В 1981 году он был удостоен звания профессора, а в 1982-1992 годах занимал должность ректора Московской Духовной Академии и семинарии. Имея за спиной огромный опыт работы в духовных школах, архиепископ Александр самое пристальное внимание обратил на положение дел в СДС. Он предпринял ряд решительных мер по улучшению состояния Саратовской православной духовной семинарии. Меры эти принимались по нескольким направлениям.

Архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев)Первое, что было сделано: налажено бесперебойное систематическое финансирование семинарии из бюджета епархии, вполне достаточное для того, чтобы обеспечить все ее материальные нужды. Другое направление - организация учебного процесса в соответствии с требованиями учебного комитета Св. Синода, предъявляемыми к духовным школам, в связи с чем были скорректированы и подготовлены учебные программы и планы. Проблему недостатка преподавательских кадров Владыка Александр решил тем, что пригласил в семинарию ряд преподавателей и выпускников МДА, таких как кандидат богословия, историк, архимандрит Никон (Лысенко), кандидат богословия, сектовед Роман Разинков (впоследствии священник), иеромонах Хрисанф (Каменный) обладавший огромной эрудицией и энциклопедическими познаниями, иеромонах Иероним (Миронов), иеромонах Никодим (Чибисов), игумен Варфоломей (Денисов), сейчас - первый проректор и другие. Из светских преподавателей были привлечены профессор В.И. Кащеев, профессор В.Н. Гасилин и другие.

Таким образом преподавательская корпорация изменилась количественно (более 30 чел.) и качественно - большинство преподавателей имели высшее духовное или светское образование, что не могло не сказаться положительно на учебном процессе. Многие из выпускников семинарии (из первых выпусков особенно) продолжали обучение в Духовных академиях и впоследствии пополнили состав преподавателей. Это - кандидат богословия протоиерей Димитрий Полохов (ныне проректор по учебной работе), иеромонах Симон (Морозов) (впоследствии - епископ Шахтинский и Миллеровский), священник Роман Усачев, священник Сергий Штурбабин и другие. Владыка Александр считал, что духовная школа должна не только обучать, но и воспитывать будущих пастырей Церкви. В связи с этим организации на должном уровне воспитательного процесса Владыка уделял огромное внимание. Была упорядочена и реорганизована деятельность инспекции, увеличено количество дежурных помощников проректора по воспитательной работе, организована регулярная и продуктивная работа воспитательского совещания, была организована работа культурно-просветительской комиссии, которая устраивала посещение семинаристами музеев, театров, концертов и т.д. Была введена свойственная духовным школам форма одежды - кители. Поскольку по Уставу семинария являлась закрытым учебным заведением, то Владыка счел нужным организовать постоянное проживание в общежитии как иногородних, так и местных, городских воспитанников (до этого в общежитии жили только иногородние воспитанники). Это, с одной стороны, способствовало сближению, сплочению между собой воспитанников, а с другой - пресечению всяких негативных явлений, связанных с отлучками в город. Владыка говорил: "У воспитанника духовной школы три дороги - в храм, в аудиторию и в библиотеку!". Храму и участию семинаристов в храмовом богослужении архиепископ Александр также уделял большое значение. Храм "Утоли моя печали" стал семинарским, сохранив за собой именование Архиерейского. Помимо обязательного посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, воспитанники были распределены на богослужебные череды и поочередно участвовали в клиросном послушании в будние дни. Хор семинарии расширился в своем составе под руководством регента, преподавателя священника Алексия Бутенко, регулярно участвовал в архиерейских службах и также в различных епархиальных мероприятиях.

В связи с тем, что здания Епархиального управления на Первомайской улице ветшали и совершенно не соответствовали своему назначению, перед Владыкой стал вопрос о переносе Епархиального управления и резиденции епископа в другие, более соответствующие помещения. Так как со стороны властей поддержки в этом вопросе найдено не было, то Владыка решил перенести управление и резиденцию в здание семинарии, учитывая что все-таки это здание изначально было предназначено для пребывания Архиерея.

Таким образом, на первом этаже здания семинарии расположились Епархиальное управление и некоторые семинарские службы - канцелярия, бухгалтерия, библиотека, трапезная. В верхнем этаже половину занимали учебные классы и кабинеты, а другую половину - резиденция архиепископа. В здании были проведены серьезные ремонтные работы, закуплена мебель и оборудование. Была также улучшена и упорядочена работа канцелярии, бухгалтерии, библиотеки, экономской службы.

Ввиду стесненного существования семинарии и Епархиального управления церковная власть смогла добиться передачи в ведение семинарии 1-го этажа здания театрального общежития, а также 1-го этажа здания бывшей духовной консистории, куда после ремонта немедленно были перенесены часть аудиторий и семинарское общежитие.

В своих действиях по упорядочению работы семинарии архиепископ Александр был решителен, неотступен и тверд. Эта твердость и решительность сначала вызывала у части преподавателей и воспитанников некоторое непонимание и растерянность. Но когда стало ясно, что за этой решительностью и суровостью стоит огромный опыт работы архиепископа в системе духовных школ и большая любовь к делу духовного образования, то для непонимания не осталось места. Владыка буквально жил жизнью и проблемами семинарии. Сам лично вникал во все малейшие подробности учебного и воспитательного процесса, давал ценные советы и делился своим огромным опытом наставника и воспитателя.

Можно сказать, что семь с половиной лет, до своей кончины († 7 января 2003 года), пребывания архиепископа Александра в должности ректора являются периодом подъема и становления СПДС. Семинария при нем твердо "встала на ноги" и стала работать как четко налаженный безотказный механизм. И преподаватели, и сотрудники, и воспитанники, и духовенство, из которого добрая половина - выпускники СПДС, с теплотой и благодарностью вспоминают Владыку Александра.


 

В августе 2003 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ректором Саратовской православной духовной семинарии был назначен Преосвященнейший Лонгин, Епископ Саратовский и Вольский. В том же году семинария согласно указу Священного Синода перешла на пятилетнюю систему обучения, что потребовало введения новых предметов и привлечения новых преподавателей. В учебный план были включены миссиология, риторика, аскетика и многие другие. В 2004 году семинария получила статус учреждения высшего профессионального религиозного образования.

Осенью 2005 года в Саратове прошли торжества, приуроченные к празднованию 175-летия Саратовской православной духовной семинарии. Впервые юбилей старейшего вуза города отмечался так широко. В торжествах приняли участие Высокопреосвященнейший Герман, Митрополит Волгоградский и Камышинский, Высокопреосвященнейший Филарет, Архиепископ Пензенский и Кузнецкий, Преосвященнейший Лонгин, Епископ Саратовский и Вольский, а также воспитанники и преподаватели семинарии, вузов Саратова, представители научной и творческой интеллигенции области.

В год своего 175-летия, трудами Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, Саратовская православная духовная семинария переехала в новое отремонтированное здание на улице Радищева, 24«б» (здание бывшей Саратовской духовной консистории). Были значительно улучшены и условия проживания воспитанников — отремонтировано общежитие семинарии. В 2007 году состоялась передача Епархиальному управлению здания дореволюционной семинарии на улице Мичурина, 92, где вскоре были начаты масштабные восстановительные работы, по окончании которых в здании планировалось расположить храм, учебные аудитории, общежитие и административные службы. 22 декабря 2011 первый проректор Саратовской православной духовной семинарии игумен Варфоломей (Денисов) в сослужении проректора по научно-богословской работе СПДС протоиерея Димитрия Полохова и проректора по воспитательной работе семинарии иеромонаха Германа (Лытуса) совершил чин освящения купола и креста храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, расположенного в историческом здании Саратовской православной духовной семинарии.

9 октября 2013 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в возрожденном семинарском храме была совершена первая Божественная литургия. В день престольного праздника Литургию возглавил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, ему сослужили преподаватели семинарии в священном сане.

В 2011 году Саратовская православная духовная семинария получила государственную лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, на право ведения учебной деятельности по основной образовательной программе 033400 "Теология". В основе программы лежал Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения, ориентированный на вхождение российских государственных образовательных учреждений в Болонский процесс. Учебный план и рабочие программы по дисциплинам разрабатывались совместно со специалистами Учебного управления СГУ им. Н.Г Чернышевского. Срок обучения составлял 4 года.


Великое освящение храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Саратовской православной духовной семинарии26 октября 2014 года, в неделю 20-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора и перенесения в Москву Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, во время своего визита в Саратовскую митрополию, совершил Великое освящение храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Саратовской православной духовной семинарии и Божественную литургию в новоосвященном храме.


Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий; епископ Покровский и Николаевский Пахомий; наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов); клирик Храма Христа Спасителя протоиерей Андрей Марущак; протодиакон Владимир Назаркин; протодиакон Константин Барган; духовенство Саратовской митрополии.

Патриаршее служение Божественной литургии в семинарском храме 26 октября 2014 годаЗа богослужением молились полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, губернатор Саратовской области Валерий Радаев, вице-губернатор Саратовской области Денис Фадеев, председатель комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам Николай Панков, министр области - председатель комитета общественных связей и национальной политики Борис Шинчук, председатель Саратовской областной думы Владимир Капкаев, глава муниципального образования "Город Саратов" Олег Грищенко, министр образования Саратовской области Марина Епифанова, министр социального развития Лариса Колязина, министр здравоохранения Алексей Данилов, председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо, уполномоченный по правам ребенка Саратовской области Юлия Ерофеева, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев и др. Среди молящихся были руководитель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда, а также президент Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Леонид Коссович, ректор СГУ им. Н.Г. Чернышевского Алексей Чумаченко, ректор Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина Игорь Плеве. Богослужение посетил епископ Римско-Католической церкви, ординарий епархии святого Климента в Саратове Клеменс Пиккель.

За богослужением также молились воспитанники и преподаватели Саратовской православной духовной семинарии, Межъепархиального женского духовного училища, прихожане. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением регента Александра Занорина. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Пархоменко, духовник Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона с.Усть-Курдюм Саратовского района.

По окончании богослужения митрополит Саратовский и Вольский Лонгин приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес ему в дар Патриаршее облачение. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В знак благословения на последующие архипастырские труды Предстоятель вручил митрополиту Лонгину панагию и крест.

index4В дар новоосвященному храму во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Святейший Патриарх передал икону преподобного Сергия Радонежского, 700-летие которого Русская Православная Церковь отмечала в 2014 году. Библиотеке Саратовской православной духовной семинарии были переданы книги из собрания трудов Предстоятеля.

Была организована видеотрансляция богослужения на телеканале "Союз", на сайте Саратовской епархии и сайте ИА "Взгляд-инфо", а также на большом уличном мониторе, установленном около здания Саратовской православной духовной семинарии. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел здание семинарии, посетив в том числе Музей Саратовской митрополии.

С 12 по 15 мая 2015 года в Саратовской православной духовной семинарии проводилась аккредитационная экспертиза образовательной программы по направлению 48.03.01 "Теология". На основании заключения по результатам экспертизы приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 998 от 24.06.2015 Саратовская православная духовная семинария была признана прошедшей государственную аккредитацию образовательной деятельности сроком на 6 лет. Это означает, что выпускники семинарии, обучавшиеся по направлению 48.03.01 "Теология", с 2015 года будут получать дипломы государственного образца. Такой диплом даст им возможность продолжить образование в магистратуре, а в дальнейшем и в аспирантуре государственных вузов.


 

Особое внимание Владыка ректор уделяет пополнению библиотечного фонда новыми книгами и учебными пособиями. В 2011 году в Саратовской православной духовной семинарии прошла презентация электронной внутрисетевой библиотеки. Она создана с целью оптимизации учебного процесса, а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Значительное место в учебном процессе занимают лекции, которые вне учебного плана были прочитаны известными богословами Русской Православной Церкви. Перед студентами Семинарии в разное время выступали с лекциями профессора Московской Духовной Академии архимандрит Платон (Игумнов), протодиакон Андрей Кураев, С.С. Хоружий, А.И. Осипов, В.М. Кирилин, А.Л. Дворкин, Н.К. Гаврюшин, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии протоиерей Кирилл Копейкин, кандидат богословия диакон Георгий Максимов, старший преподаватель кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета иеромонах Димитрий Першин, кандидат богословия священник Алексий Пенькевич, духовные писатели протоиерей Николай Агафонов, архимандрит Тихон (Шевкунов), поэт Ольга Седакова и др.

Двухтысячелетний опыт Православной Церкви свидетельствует о том, что адекватное усвоение духовных знаний возможно только при условии полноценной церковной жизни. Основа духовного образования создается только соединением богословия с молитвой. Поэтому особое место в процессе получения духовного образования занимает богослужебная практика. Центром духовной жизни Саратовской православной духовной семинарии является храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В нем воспитанники приобретают навыки литургической жизни, несут певческое и пономарское послушание, получают первый опыт пастырского труда и церковной проповеди. Студенты 3-го курса произносят проповеди учащимся семинарии во время вечерней молитвы. Студенты старших курсов проповедуют прихожанам семинарского храма на Всенощном бдении и Божественной литургии. Важной традицией стало совместное совершение Литургии выпускниками семинарии в священном сане незадолго до окончания учебного года. Ежегодно, 5 ноября, воспитанники Саратовской православной духовной семинарии молятся за Божественной литургией святого апостола Иакова, совершаемой Ректором СПДС Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином в сослужении преподавателей семинарии. Хор Саратовской семинарии поет за богослужениями и ведет концертную деятельность.

В течение учебного года регулярно проводятся встречи воспитанников семинарии с курсовыми наставниками. Такие встречи очень важны в деле духовного воспитания студентов. На это обращает особое внимание Владыка Лонгин: "Мы вкладываем в душу учащихся не только знания, но стараемся воспитать их ревностными и неравнодушными, поэтому ответственность каждого пастыря и преподавателя, его личный положительный пример играет большую роль".

Единство образовательного процесса и полноценной церковной жизни воспитанников, которое является главным педагогическим принципом семинарии, помогает ей выполнять свою основную задачу - готовить достойных служителей Церкви.

Важное место в духовном воспитании учащихся занимают паломнические поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, на остров Валаам, к святыням Санкт-Петербургской епархии и к другим православным святыням России.

Воспитанники и преподаватели семинарии являются активными участниками всех церковных событий в жизни Саратовской епархии, а также самых разнообразных культурных, духовно-просветительских, социальных и миссионерских проектов, научно-практических конференций регионального и общероссийского масштаба, проходящих в Саратовской области. Среди подобных мероприятий можно выделить учрежденные в 2003 году по благословению Высокопреосвященнейшего Лонгина ежегодные межрегиональные Пименовские чтения.

Восьмые Межрегиональные Пименовские чтения "Церковь, образование, наука. История взаимоотношений и перспективы сотрудничества", проходившие 10-16 декабря 2010 года, были посвящены 180-летию Саратовской православной духовной семинарии. К юбилею СПДС трудами преподавателей был выпущен альбом "Саратовская православная семинария. История и современность", c 18 февраля по 18 мая 2011 года в Саратовском областном музее краеведения работала выставка, посвящённая 180-летию Саратовской православной духовной семинарии, а епархиальной телестудией "Восхождение" был снят фильм, рассказывающий об истории духовной школы.

Преподаватели и студенты семинарии активно сотрудничают с информационно-издательским отделом епархии. Подготовленные ими материалы публикуются в журнале "Православие и современность", епархиальной газете "Православная вера" и на епархиальном сайте www.eparhia-saratov.ru, который является одним из самых посещаемых порталов православного Интернета. Воспитанники семинарии совмещают учебу с работой в катехизаторском отделе епархии, участвуют в миссионерских поездках по Саратовской епархии, которые организует епархиальный отдел по работе с молодежью.

Ежегодно в издательстве Саратовской епархии выходит в свет сборник "Трудов Саратовской православной духовной семинарии", в котором представлены научные работы не только преподавателей, но и студентов семинарии. Вышли из печати учебники по "Уставу православного богослужения" и "Священному Писанию Ветхого Завета", написанные преподавателем семинарии А.С. Кашкиным; по "Основам правовой деятельности прихода" архимандрита Пахомия (Брускова) (ныне - епископ Покровский и Николаевский); "Аскетика в русской духовной традиции" преподавателя семинарии профессора В.Н. Белова.

На сегодняшний день в преподавательскую корпорацию Саратовской православной духовной семинарии входят опытные педагоги - священнослужители и миряне. Значительная часть преподавателей из числа священнослужителей имеет высшее богословское образование, ученую степень кандидата богословия и звание доцента. Небогословские дисциплины преподаются педагогами, имеющими высшее светское образование, в их числе профессора, доценты и кандидаты наук.

 

Здание Саратовской православной духовной семинарии. Сентябрь 2013 года

Здание Саратовской православной духовной семинарии

Сентябрь 2013

.

​ 

 

 

 

Главная страница

Сведения об образовательной организации

Абитуриенту

Учебный процесс

Воспитательный процесс

Научно-богословская работа

Сектор заочного обучения

История семинарии

Храм

Библиотека

Электронная информационно-образовательная среда

Музей

Фоторепортажи

Контакты

Вопросы-ответы

razdel

Ipsilon-218-100

razdel

vkr banner
razdel
trudy banner
razdel
patr_bannerB
razdel
eparhban
razdel
sarepban
razdel
uch
razdel
uch
razdel
uch
razdel
minnauki-218
razdel
razdel
uch
razdel
uch

razdel

SITS_MON.jpg

razdel

vkfewiki

razdel